Жуткий ритуал в Индонезии: жители выкапывают родственников из могил, переодевают и выставляют напоказ
Говорится, что умершие родственники продолжают жить в наших сердцах и памяти, но в индонезийской деревне провинции Южный Сулавеси, усопших буквально можно увидеть среди живых. Данный ритуал носит название MaiNene или Церемония очищения трупов. Суть ритуала заключается в том, что семьи народов Тораджи выкапывают тела своих усопших родственников, переодевают их в чистую одежду и зачастую выставляют их в месте, где они погибли, эксгумируют даже тела погибших детей.
Во время ритуала MaiNene, мумифицированные тела родственников выкапываются из могил, наряжаются в новую чистую одежду и часто выставляются напоказ в месте, где они погибли, после чего их тела несут обратно в деревню. После извлечения тел, гробы также ремонтируются
Тораджи верят, что дух родственника, погибшего в путешествии не сможет найти дорогу обратно в деревню, к своей семье
Поэтому после эксгумации тела родственников сначала несут на место гибели, а потом пешим ходом несут усопших в деревню, как бы сопровождая их по пути домой
Скелет погибшего ребенка в платье с цветами
Тела усопших детей эксгумируют наряду с телами взрослых
Мало того, что церемония наводит итак немало жути, так ещё и куклы у них пугающие
Немудрено сойти с ума, попав в это место случайно. Ведь в понимании цивилизованного человека выставленные трупы по всему городу это не нормально
Мальчик кладет тело погибшего родственника в гроб
Несмотря на всю дикость этого действа, жители Южного Сулавеси относятся к своим усопшим родственникам с большим почтением
Жуткий фестиваль Манене: откопай усопшего, наряди его и выставь напоказ
Погребальные обряды и традиции принято воспринимать как мрачное серьезное событие, подчеркнутое траурными одеждами и атмосферой всеобщей скорби. Впрочем, на индонезийском острове Сулавеси так не считают – здесь похороны проходят весело и шумно, с необычайным размахом. А еще представители народа тораджи практикуют обычай, который на наш «непосвященный» европейский взгляд кажется диким и ужасающим.
Мы в Joy-pup решили пощекотать ваши нервы шокирующими подробностями фестиваля MaiNene (переводится как «Церемония очищения тел умерших»), а также не менее жуткими фотографиями.
Пугающие особенности традиций тораджи
В культуре этого народа отлично сохранились древние традиции предков, предусматривающие особенное отношение к похоронам, а затем и к самим покойникам. Согласно местным традициям, умерший человек считается окончательно почившим только в том случае, если он погребен с соблюдением определенного обряда. До этих пор покойник может запросто находиться в одном доме с живыми (в виде мумии), а родственники усиленно копят деньги для погребального ритуала.
А пока мертвые считаются живыми – за ними ухаживают и даже кормят…
Дело в том, что тораджийские похороны – чрезвычайно дорогое «удовольствие», которое предполагает принесение в жертву животных. Бывает, что сбор денег на достойные похороны умершего дедушки, отца или матери «растягивается» на долгие годы.
Последнее пристанище «по-тораджийски»
Представители этого уникального народа хоронят своих близких в гробу, который помещают в каменный склеп, выдолбленный прямо в отвесной скале.
Вот так выглядит кладбище тораджи – словно заброшенный дом с темными отверстиями «окон».
Манене – ритуал очищения тел умерших
После захоронения вечный покой умершим тораджи только снится. По традиции, каждые три года на острове проводится фестиваль Манене, во время которого индонезийцы выкапывают тела родственников из могил, чтобы привести их в порядок, «освежить» с помощью макияжа, новой красивой одежды и даже украшений. При этом извлечению подлежат тела как давно умершие, так и недавно похороненные – можно себе представить, какой запах стоит в окрестностях.
Косметические процедуры для мертвых – важная часть ритуала Манене
Мужчина причесывает покойного дедушку
При необходимости старые гробы ремонтируют или заменяют новыми, куда снова укладывают нарядно приодетые тела.
Праздничное селфи с покойником
Прежде чем снова отправить умершего в гроб, родственники фотографируются с телом, стараясь выбрать наиболее красивые ракурсы. Во время праздника Манене тораджи устраивают своим умершим родственникам развлечения — с ними прогуливаются, встречаются с друзьями, весело проводят время. В общем, всячески угождают и обеспечивают интересную загробную жизнь. Такие памятные фото становятся настоящей семейной реликвией.
Считается, что мертвые всегда находятся рядом, а поскольку не могут сами о себе позаботиться в мире живых, это задача родных и близких.
После окончания веселого праздника покойников заворачивают в погребальные ткани и возвращают обратно в могилы – до следующего раза. Что и говорить, по сравнению с фестивалем Манене наш европейский Хэллоуин – просто безобидный детский пикник.
На видео вы найдете подробное описание жуткой «Церемонии очищения тел умерших», а также можете почитать о другом, не менее грандиозном мероприятии Burning Man 2019. В мире столько интересного!
Блуждающие мертвецы: Зачем островитяне выкапывают трупы своих родных
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Ритуал церемонии очистки мертвецов
Традиция заключается в том, что родственники покойного достают гроб из захоронения, бережно извлекают труп, обмывают его, осторожно очищают, сушат и наряжают в новые одеяния. Обряду подвергаются умершие всех возрастов, начиная от крошечных детей. Мертвецам не только меняют одежду, но и одевают очки, украшения, некоторым дают «выкурить» сигарету. Пока трупы наряжают и проветривают, гробы ремонтируют или обновляют.
На этом церемония не заканчивается. Тораджийцы очень любят фотографироваться со своими мертвецами, они их усаживают или ставят, вокруг трупа живописно размещаются члены семьи и все радостно позируют.
Эти ритуальные действа напоминают вечеринку с мистического Хеллоуина или кадры из фильма про зомби.
История обряда, затерявшаяся в глубине веков
Откуда берет начало такой странный обычай неизвестно. Индонезийцы в основном исповедуют ислам. Народ провинции Тана тораджи протестанты, свято чтящие ритуалы язычества и анимизма.
По найденным остаткам древних гробов, археологи сделали вывод, что такая традиция уже существовала в IX веке. Голландцы, в поисках гвоздики и мускатного ореха, высадились на берега Индонезии еще в конце XIV века, но в горные районы народностей тораджа миссионеры принесли христианство лишь 300 лет спустя.
В очередь на похороны
В этих церемониальных строениях, крыши которых напоминают лодку или рогатую голову буйвола, хранят забальзамированные трупы, пока семья не накопит достаточно денег на довольно пышные похороны. Родные ухаживают за умершим членом семьи, разговаривают с ним, как с живым, собираются вокруг него на семейные советы, предлагают им пищу, питье.
Экзотическая церемония погребения
Когда все будет готово к похоронам и соберутся родственники с разных уголков страны, начинается церемония, которая длится от трех дней до недели. За это время будут принесены в жертву много свиней и буйволов. Чем больше буйволов будет забито, тем выше статус семьи покойного. На особо пышных похоронах их число доходит до восьмисот. Количество животных должно быть не меньше 24, но гости могут привести собственного буйвола в подарок.
Существует неписаное правило, что этот «долг» родственники выплачивает в будущем на очередных похоронах. Ритуал забивания свиней и буйволов кровожаден. Если кабанов, привязанных к бамбуковым палкам, убивают мгновенно ударом в сердце, то буйволам перерезают горло и они еще долго мучаются в предсмертных судорогах, заливая все вокруг фонтаном крови.
Перед погребением в семейном мавзолее, в гроб кладут вещи, которые любил покойный или подарки, в соответствии с жизненным уровнем семьи. Это могут быть: браслет, часы, мобильный телефон или даже алмаз.
После церемонии прощания с мертвецом, жертвоприношений, обильного угощения родственников, ритуальных танцев, христианских молитв, похоронная процессия направляется к семейному склепу. Гроб несут на специальных носилках с крышей в виде тунконана – дома смерти.
Идолы тау-тау
Скальные захоронения выглядят очень странно и экзотично. Помимо «окон», куда помещается гроб, делаются своеобразные «балкончики», на них выставляются куклы – тау-тау, вырезанные из дерева. Местные жители верят, что в эти скульптуры переселяется душа покойного. Раньше идолы были более примитивны, по ним можно было лишь определить пол умершего.
Сейчас многие из них очень правдоподобны, имеют почти портретное сходство и выглядят жутковато. Стоят такие тау-тау дорого и заказать их могут только самые зажиточные семьи. Часто истуканов воруют, поэтому многие держат прототипов своих родственников в доме. После того, как деревянная копия мертвеца готова, она находится у гроба двенадцать дней до похорон, это время определено для переселения души.
Через три года в ритуальный день Манене после принесения в жертву буйвола, петуха и кабана, гробы с покойными спускают по специальным приставным лестницам для проведения обряда очищения мертвецов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Неожиданные лики смерти: индонезийская деревня, в которой откапывают трупы родственников, чтобы переодеть к празднику
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Этому странному ритуалу уже более 100 лет. Так представители Torajan выражают уважение к своим умершим родственникам. Ритуал Ma’nene проводится каждые три года.
Стоит отметить, что похороны – один из самых важных ритуалов в жизни этого народа. Большинство Torajan откладывают деньги на протяжении всей своей жизни, чтобы обеспечить достойные похороны для себя и членов своей семьи. Часто бывает, что похороны устраивают через несколько недель, а то и несколько лет после смерти человека, когда удастся накопить нужную сумму денег.
Тело умершего человека заворачивают в несколько слоёв ткани, чтобы предотвратить гниение. После этого труп хоронят. Впрочем, в день похорон тело родственника жители Сулавеси видят не в последний раз. Каждый три года она выкапывают тела своих родственников, чтобы отдать им дань уважения.
Умерших людей в этом регионе Индонезии в последний путь провожают весело и задорно, правда, через несколько лет после смерти. Порой на похороны в стиле тау-тау поглазеть собираются толпы туристов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Зачем индонезийцы выкапывают мертвых родственников раз в 3 года
Каждые три года на индонезийском острове Сулавеси проходит фестиваль Манене (MaiNene), в рамках которого представители народа тораджи выкапывают мертвых родственников из могил и наряжают их в новую одежду. Этот ритуал существует уже больше ста лет. Участники проходят парадом с телами умерших и позируют с ними для фото. В переводе с языка тораджи название фестиваля переводится как «Церемония очистки трупов».
Для представителей народа тораджи, местного населения горного региона Тана-Тораджи, похороны — самое важное событие «в жизни». Большинство всю жизнь собирают деньги на то, чтобы быть похороненными красиво и с помпой.
В некоторых случаях похороны даже откладываются на неопределенный срок, от нескольких недель до нескольких лет, чтобы семья успела накопить денег на проведение красивой и экстравагантной церемонии.
Но похороны никогда не становятся для людей из народа тораджи последним шансом увидеться с родными. Когда бы ни умер человек, его труп заворачивают в несколько слоев ткани, чтобы тело не разлагалось.
А после каждые три года тела откапывают родственники мертвых, которые любуются на них, приводят трупы «в порядок» и наряжают их в новую одежду.
Еще один важный элемент фестиваля — замена и починка гробов, которую проводят для того, чтобы остановить разложение тела.
Блуждающие мертвецы: Зачем островитяне выкапывают трупы своих родных
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Ритуал церемонии очистки мертвецов
Традиция заключается в том, что родственники покойного достают гроб из захоронения, бережно извлекают труп, обмывают его, осторожно очищают, сушат и наряжают в новые одеяния. Обряду подвергаются умершие всех возрастов, начиная от крошечных детей. Мертвецам не только меняют одежду, но и одевают очки, украшения, некоторым дают «выкурить» сигарету. Пока трупы наряжают и проветривают, гробы ремонтируют или обновляют.
На этом церемония не заканчивается. Тораджийцы очень любят фотографироваться со своими мертвецами, они их усаживают или ставят, вокруг трупа живописно размещаются члены семьи и все радостно позируют.
Эти ритуальные действа напоминают вечеринку с мистического Хеллоуина или кадры из фильма про зомби.
История обряда, затерявшаяся в глубине веков
Откуда берет начало такой странный обычай неизвестно. Индонезийцы в основном исповедуют ислам. Народ провинции Тана тораджи протестанты, свято чтящие ритуалы язычества и анимизма.
По найденным остаткам древних гробов, археологи сделали вывод, что такая традиция уже существовала в IX веке. Голландцы, в поисках гвоздики и мускатного ореха, высадились на берега Индонезии еще в конце XIV века, но в горные районы народностей тораджа миссионеры принесли христианство лишь 300 лет спустя.
В очередь на похороны
В этих церемониальных строениях, крыши которых напоминают лодку или рогатую голову буйвола, хранят забальзамированные трупы, пока семья не накопит достаточно денег на довольно пышные похороны. Родные ухаживают за умершим членом семьи, разговаривают с ним, как с живым, собираются вокруг него на семейные советы, предлагают им пищу, питье.
Экзотическая церемония погребения
Когда все будет готово к похоронам и соберутся родственники с разных уголков страны, начинается церемония, которая длится от трех дней до недели. За это время будут принесены в жертву много свиней и буйволов. Чем больше буйволов будет забито, тем выше статус семьи покойного. На особо пышных похоронах их число доходит до восьмисот. Количество животных должно быть не меньше 24, но гости могут привести собственного буйвола в подарок.
Существует неписаное правило, что этот «долг» родственники выплачивает в будущем на очередных похоронах. Ритуал забивания свиней и буйволов кровожаден. Если кабанов, привязанных к бамбуковым палкам, убивают мгновенно ударом в сердце, то буйволам перерезают горло и они еще долго мучаются в предсмертных судорогах, заливая все вокруг фонтаном крови.
Перед погребением в семейном мавзолее, в гроб кладут вещи, которые любил покойный или подарки, в соответствии с жизненным уровнем семьи. Это могут быть: браслет, часы, мобильный телефон или даже алмаз.
После церемонии прощания с мертвецом, жертвоприношений, обильного угощения родственников, ритуальных танцев, христианских молитв, похоронная процессия направляется к семейному склепу. Гроб несут на специальных носилках с крышей в виде тунконана – дома смерти.
Идолы тау-тау
Скальные захоронения выглядят очень странно и экзотично. Помимо «окон», куда помещается гроб, делаются своеобразные «балкончики», на них выставляются куклы – тау-тау, вырезанные из дерева. Местные жители верят, что в эти скульптуры переселяется душа покойного. Раньше идолы были более примитивны, по ним можно было лишь определить пол умершего.
Сейчас многие из них очень правдоподобны, имеют почти портретное сходство и выглядят жутковато. Стоят такие тау-тау дорого и заказать их могут только самые зажиточные семьи. Часто истуканов воруют, поэтому многие держат прототипов своих родственников в доме. После того, как деревянная копия мертвеца готова, она находится у гроба двенадцать дней до похорон, это время определено для переселения души.
Через три года в ритуальный день Манене после принесения в жертву буйвола, петуха и кабана, гробы с покойными спускают по специальным приставным лестницам для проведения обряда очищения мертвецов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Танцы с костями Жители разных стран вскрывают могилы и годами живут с покойниками. Так они выражают свою любовь
Раз в три года на индонезийском острове Сулавеси устраивают фестиваль Манене. Во время него местные жители выкапывают своих мертвых родственников, переодевают их и проводят с ними время. «Лента.ру» разобралась в этом странном обычае и нашла другие уголки мира, где грань между живыми и мертвыми давно стерлась.
Индонезия
На похороны зовут всех знакомых, друзей и родственников. Прощание длится около недели и обходится семье умершего в 30-50 тысяч долларов. Для многих это огромная сумма, которая превышает десятилетний заработок. Поэтому для тораджи привычно годами держать покойников дома, пока живые родственники не накопят на достойное погребение. Когда-то давно, чтобы тела не разлагались, их мазали специальными листьями и травами. Сейчас помогает формалин.
Женщина с улыбкой встает, подходит к старику и тихонько тормошит его за плечо: «Папа, у нас гости, которые хотят тебя увидеть. Надеюсь, это не причинит неудобств и не разозлит тебя», — говорит она, а потом приглашает меня войти и встретиться с Пауло Сириндой.
Мои глаза прикованы к кровати. Пауло Сиринда лежит совершенно неподвижно — даже не моргает.
Впрочем, за пыльными очками его глаза все равно почти не видны. Неровная серая кожа его лица усеяна бесчисленными отверстиями, будто проедена насекомыми. Тело закутано сразу в несколько слоев одежды.
Этот мужчина, Пауло Сиринда, умер больше 12 лет назад, однако для своей семьи он по-прежнему жив
Согласно поверью, до похорон часть души остается в теле, поэтому за усопшими ухаживают, как за больными. С ними общаются, чтобы им не стало скучно, их регулярно омывают, переодевают и делают им макияж. Родственники боятся, что духи разозлятся из-за неуважительного отношения, поэтому рядом с телами всегда кто-то есть, а на ночь им включают свет. Хорошим тоном считается приносить усопшим пищу, которую семья ела за ужином, а на праздники им дарят подарки — чаще всего сахар и сигареты.
Материалы по теме
Одной ногой в могиле
Похороны устраивают, когда семья финансово готова попрощаться с родственником. Помимо обильных застолий, они состоят из нескольких традиционных ритуалов. Считается, что душу перевозят буйволы, поэтому чем больше этих животных принесут в жертву — тем легче путь к реинкарнации. На третий день прощания из ствола дерева вырезают портрет усопшего — так называемое тау-тау. В изготовлении тау-тау используются волосы, одежда и украшения, которые человек носил при жизни. У тау-тау есть религиозное назначение: они служат порталами в другое измерение, через которое душа может наблюдать за своими близкими и отгонять от них злых духов.
Даже после погребения тораджи не отпускают от себя покойных близких. Каждый третий август на Сулавеси проводят фестиваль Манене. Во время него погребенные останки выкапывают, омывают, обрабатывают от насекомых и переодевают в праздничную одежду. При необходимости чинят или меняют гроб, чтобы замедлить процесс разложения. Обязательная часть Манене — семейная фотография с усопшим. Сейчас индонезийские подростки даже делают с покойниками селфи.
По словам местных жителей, Манене для них имеет такое же значение, как и Рождество. «Просто представьте это чувство, когда ты встречаешь близкого человека, которого не видел долгое время. Они живы, пока бьется мое сердце», — объяснил журналисту житель Сулавеси Бартоломеус Бунга, который много лет заботится о покойной матери. Ее тело давно высохло и почти превратилось в обтянутый бесцветной кожей скелет. Но мужчина будто не замечает этого и нежно расчесывает ее редкие белоснежные волосы. «Исполнение ритуала — мой способ отплатить матери за ее любовь. Я ношу ее так же, как она носила меня, когда я был маленьким», — говорит Бунга.
После фотографирования покойников сажают в кресла-каталки и гуляют с ними до темноты. Затем тела возвращают в гроб и проводят скромное семейное захоронение. Скорбеть и плакать в день Манене запрещено. Живые должны оказывать мертвым уважение, чтобы те позже помогли им в загробной жизни.
Мадагаскар
Похожая традиция есть и на тропическом острове Мадагаскар. Праздник Фамадихана, что с малагасийского переводится как «переворачивание костей», проходит раз в семь лет. День до сих пор назначают шаманы, но обычно Фамадихана случается ближе к октябрю.
Мое внимание привлекает пожилая женщина по имени Бебе, одетая в элегантную белую юбку и жакет. Она немедленно расплывается в улыбке, показывает на небольшой сверток у своих ног и сообщает мне по-французски: «Это мама!»
Ее улыбка, вытянутый палец и эта фраза тут же кое-что проясняют. В действительности перед ней лежит не ее мать. В ткань завернута маленькая и постоянно сокращающаяся горстка ее высохших костей, кожи и волос. Но для Бебе, старой, беззубой и уважаемой, ее мать где-то там. Она не скончалась много лет назад, а осталась в ее памяти и в ней самой
«Некоторые думают, что Фамадихана — это оскорбление наших предков. Но эксгумация — акт любви! Встреча с мертвыми для нас — момент радости», — комментирует происходящее один из местных жителей. На Мадагаскаре верят, что человек не может окончательно перейти в иной мир, пока его тело не обратится в пыль. Поэтому даже к костям следует относиться, как к чему-то живому. Останки бережно заворачивают в новый и чистый саван из шелка, который предварительно окрашивают специальным древесным отваром, чтобы замедлить процесс тления и отогнать насекомых. Туда же складывают вещи, которые покойный ценил при жизни: семейные фотографии, диски с музыкой, записки от членов семьи. Но, как правило, подарки ограничиваются сигаретами и ромом.
Материалы по теме
Тела идут
Дальше начинается самое интересное. Родственники и их многочисленные гости поднимают укутанные останки над головами и начинают танцевать с ними вокруг склепов. Всего необходимо сделать семь кругов. До завершения ритуала нельзя класть труп на землю, показывать на него пальцем, произносить имя усопшего и, самое главное, запрещено плакать. По словам малагасийцев, Фамадихана — не траурное мероприятие, а праздник уважения, любви и единения семьи.
«Мы все родственники и должны не забывать об этом! Поэтому во время Фамадиханы следует оставить споры и ругань, — объяснил суть события патриарх одной из семей. — Лично для меня кости наших предков — напоминание, что мы должны любить друг друга, пока живы!»
Когда танец кончается, покойников возвращают в склепы, которые запечатывают на следующие семь лет глиной. А за их саваны начинается настоящая драка. Иметь у себя его кусочек считается хорошей приметой. Если положить его под матрас, он поможет от женского бесплодия, мигрени и ломоты в костях. А если закопать у порога дома, то следующие семь лет будут удачными для всего рода.
Филиппины
Филиппинские острова — абсолютный рекордсмен по количеству обрядов с мертвыми. Большинство из них не имеют названий и строго зависят от региона, локальных верований, даже климата. Покойных хоронят в гробах, склепах, отдают их останки на съедение птицам. Но наиболее примечательными являются обычаи мумифицировать тела и хоронить в одной могиле всех родственников разом.
Мумификация распространена на севере Филиппин. Около трети населения регионов Кабаян и Бенгет принадлежат к народу ибалои, который уже много сотен лет сохраняет тела предков нетленными. Уникальность филиппинских мумий заключается в том, что, в отличие от египетских, ибалои сохраняют все внутренние органы.
Раньше перед кончиной умирающему давали секретный соляной напиток, который обезвоживал тело. А после смерти труп омывали и помещали в сидячем положении в сухое и теплое место, чтобы тот высох. Это очень долгий процесс, который мог занимать целый месяц. Поэтому теперь мертвецов коптят над костром, жар которого за пару дней выводит из тела все жидкости, делая его жестким.
Зачем эти люди выкапывают мёртвых бабушек (8 фото, от которых мурашки по коже)
Индонезийская деревня раз в год во время фестиваля урожая превращается в место, где было бы неплохо снимать ужастик про оживших мертвецов. Именно в этот день жители выкапывают своих умерших родственников, чтобы привести трупы в порядок.
Жители племени Торанжа, живущие на юге индонезийского острова Сулавеси, находятся в очень тесных и необычных отношениях с мёртвыми — они держат мумифицированные тела умерших родственников в своих домах в течение нескольких недель, а иногда даже лет, прежде, чем их хоронить. Но даже после того, как их закапывают, пишет Daily Mail, им не суждено долго находиться в земле, ведь живые выкапывают их, чтобы обновить причёску и одежду.
Один из жителей рассказал, что в этом ритуале нет траура, а даже наоборот — жители счастливы воссоединиться со своими умершими любимыми. Они верят, что в ответ на хорошее отношение к мёртвым они получают хороший урожай. Когда обряд подходит к концу, жители приносят в жертву буйволов и свиней, чтобы покойники спокойно добрались до небес.
Точно неизвестно, с каких времён существует этот культ, поскольку это племя освоило письменность лишь в начале 1900-х годов. Тем не менее углеродный анализ останков говорит о том, что традиция восходит к 800 году нашей эры, а может и к более ранним временам.
Согласно древним традициям, люди этого племени не считаются мёртвыми, пока их не похоронят. До этого тело вымачивается в формальдегиде и хранится в доме. За ним ухаживают так, словно человек просто сильно болен. Домочадцы разговаривают с трупом, моют его, стирают одежду и даже приносят ему еду и сигареты.
Жуткий обычай народа тораджи, выкапывающего своих мертвецов
У народа тораджи, обитающего на индонезийском острове Сулавеси, существует достаточно странная традиция. Каждые три года местные жители извлекают тела своих усопших родственников из могил для проведения обряда манене или «очищения».
Тело покойника эксгумируют и наряжают в красивую одежду. Этот ритуал подчёркивает тесную связь между миром живых и мёртвых.
Наряженное тело покойницы Нек Тосай перед традиционной церемонией манене (слева). Ари Титус держит тело своего брата Джефри, умершего в детстве.
Похороны – одно из самых важных и дорогостоящих мероприятий в жизни общины. Представители народности тораджи всю жизнь копят деньги на достойные похороны. Иногда погребение происходит через несколько лет после смерти, когда семья умершего наконец накопит достаточно средств на подготовку пышных похорон.
Следуя правилам древнего ритуала, тораджи высушивают тела троих умерших родственников, а затем чистят их и одевают в новую одежду.
В начале похорон тораджи забивают буйвола или быка и кладут рога возле дома своего родственника. Чем больше рогов украшает дом семьи, тем выше социальный статус покойника.
Члены семьи Тиранда надевают солнечные очки своему покойному родственнику во время ритуала манене, который каждые три года проводится в деревне Пангала.
Местные жители хоронят усопших в специальных углублениях с скале, куда помещается гробы с умершими.
Умерших называют «заболевшими» или «уснувшими», так как тораджи считают их живыми до самых похорон.
Тораджи хоронят своих родственников там, где они прожили большую часть своей жизни, или умерли. Отклонение от этой традиции вызывает разногласия в семьях. Например, бывают случаи, когда супруги желают быть похороненными рядом и таким образом ставят своего партнёра выше кровных родственных связей.
Тораджийские мужчины совершают ритуал сесемба на острове Сулавеси.
Тораджийские мужчины готовят кабана традиционным способом на бамбуковых палках перед торжественной церемонией манене.
Местные рассказали историю о том, как тораджийский мужчина по имени Понг Румасек нашёл под деревом тело умершего, когда охотился в горах. Румасек переодел его в свою одежду и похоронил со всеми почестями. Охотник верит, что это принесёт ему благополучие.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Жуткий фестиваль Манене: откопай усопшего, наряди его и выставь напоказ
Погребальные обряды и традиции принято воспринимать как мрачное серьезное событие, подчеркнутое траурными одеждами и атмосферой всеобщей скорби. Впрочем, на индонезийском острове Сулавеси так не считают – здесь похороны проходят весело и шумно, с необычайным размахом. А еще представители народа тораджи практикуют обычай, который на наш «непосвященный» европейский взгляд кажется диким и ужасающим.
Мы в Joy-pup решили пощекотать ваши нервы шокирующими подробностями фестиваля MaiNene (переводится как «Церемония очищения тел умерших»), а также не менее жуткими фотографиями.
Пугающие особенности традиций тораджи
В культуре этого народа отлично сохранились древние традиции предков, предусматривающие особенное отношение к похоронам, а затем и к самим покойникам. Согласно местным традициям, умерший человек считается окончательно почившим только в том случае, если он погребен с соблюдением определенного обряда. До этих пор покойник может запросто находиться в одном доме с живыми (в виде мумии), а родственники усиленно копят деньги для погребального ритуала.
А пока мертвые считаются живыми – за ними ухаживают и даже кормят…
Дело в том, что тораджийские похороны – чрезвычайно дорогое «удовольствие», которое предполагает принесение в жертву животных. Бывает, что сбор денег на достойные похороны умершего дедушки, отца или матери «растягивается» на долгие годы.
Последнее пристанище «по-тораджийски»
Представители этого уникального народа хоронят своих близких в гробу, который помещают в каменный склеп, выдолбленный прямо в отвесной скале.
Вот так выглядит кладбище тораджи – словно заброшенный дом с темными отверстиями «окон».
Манене – ритуал очищения тел умерших
После захоронения вечный покой умершим тораджи только снится. По традиции, каждые три года на острове проводится фестиваль Манене, во время которого индонезийцы выкапывают тела родственников из могил, чтобы привести их в порядок, «освежить» с помощью макияжа, новой красивой одежды и даже украшений. При этом извлечению подлежат тела как давно умершие, так и недавно похороненные – можно себе представить, какой запах стоит в окрестностях.
Косметические процедуры для мертвых – важная часть ритуала Манене
Мужчина причесывает покойного дедушку
При необходимости старые гробы ремонтируют или заменяют новыми, куда снова укладывают нарядно приодетые тела.
Праздничное селфи с покойником
Прежде чем снова отправить умершего в гроб, родственники фотографируются с телом, стараясь выбрать наиболее красивые ракурсы. Во время праздника Манене тораджи устраивают своим умершим родственникам развлечения — с ними прогуливаются, встречаются с друзьями, весело проводят время. В общем, всячески угождают и обеспечивают интересную загробную жизнь. Такие памятные фото становятся настоящей семейной реликвией.
Считается, что мертвые всегда находятся рядом, а поскольку не могут сами о себе позаботиться в мире живых, это задача родных и близких.
После окончания веселого праздника покойников заворачивают в погребальные ткани и возвращают обратно в могилы – до следующего раза. Что и говорить, по сравнению с фестивалем Манене наш европейский Хэллоуин – просто безобидный детский пикник.
На видео вы найдете подробное описание жуткой «Церемонии очищения тел умерших», а также можете почитать о другом, не менее грандиозном мероприятии Burning Man 2019. В мире столько интересного!